Всем тренерам хочется, чтобы участники на тренинге активно работали, были позитивными и открытыми к взаимодействию
Но как же создать такие условия? Давайте разбираться
1. Формируйте потребность в обучении
Взрослые учатся, если понимают, зачем им это, что получат в конце обучения. Изучают только то, что, по их мнению, необходимо.
Что делать?
2. Связывайте обучение с опытом участков
Новая информация воспринимается лучше, если есть связь с уже известным, с опытом и работой
Что делать?
3. Практика
Знания без практики не работают и быстро забываются. Необходимо применять вновь полученные знания сразу на практике.
Каждый участник тренинга приходит в ожидании того, что ему дадут волшебную технику-таблетку, которая поможет ему в работе, в любой ситуации. И после прохождения обучения вся его жизнь изменится.
Однако, мы должны показать, что тренинг – это только начало, а вся основная работа предстоит на рабочем месте
Что делать?
4. Самостоятельность
Наличие жизненного опыта приводит к тому, что у участников сформированы свои взгляды, привычки, убеждения и стереотипы.
Способность и желание самому принимать решения и нести за них ответственность – основная черта поведения и самосознания взрослого человека.
Нужно учитывать, что взрослые очень чувствительны к любой оценке и критике
Что делать?
5. Атмосфера
Продуктивность обучения зависит от комфортной и безопасной атмосферы
Что делать?
В любом обучении необходимо использовать что-то из приведенных пяти пунктов. Тогда эффективность обучения будет значительно выше за счет более активного поведения участников. Активность – это базовая энергия, необходимая для обучения
Но как же создать такие условия? Давайте разбираться
1. Формируйте потребность в обучении
Взрослые учатся, если понимают, зачем им это, что получат в конце обучения. Изучают только то, что, по их мнению, необходимо.
Что делать?
- Готовить участников заранее к тренингу, анонсировать программу
- Учитывать индивидуальные потребности в обучении. Показать связь материала с потребностями
- Рассказать участникам о выгодах, которые они получат в результате прохождения обучения
- Материал тренинга должен восполнять недостающие знания и навыки, необходимые для выполнения текущих задач
- Предупредить, что после обучения будет проведена оценка усвоения материала
- Связать прохождение обучения с повышением в должности
2. Связывайте обучение с опытом участков
Новая информация воспринимается лучше, если есть связь с уже известным, с опытом и работой
Что делать?
- Обучение должно быть максимально адаптировано под работу. Использовать примеры и кейсы, основанные на реальной ситуации
- Во время обучения просить участников приводить примеры и описывать ситуации из своей работы
- Использовать сравнения с тем, что хорошо знакомо участникам (либо формировать образы)
3. Практика
Знания без практики не работают и быстро забываются. Необходимо применять вновь полученные знания сразу на практике.
Каждый участник тренинга приходит в ожидании того, что ему дадут волшебную технику-таблетку, которая поможет ему в работе, в любой ситуации. И после прохождения обучения вся его жизнь изменится.
Однако, мы должны показать, что тренинг – это только начало, а вся основная работа предстоит на рабочем месте
Что делать?
- Дать задание объяснить новый материал своим коллегам
- Проводить ролевые или деловые игры, мини презентации, групповые задания, фасилитации
- Решение кейсов из рабочих ситуаций
- Предложить подумать над тем, как участники могут применить новый материал в своей работе («выводы и идеи»)
- Раздать, например, образцы документов и попросить заполнить их с учетом новых знаний. А потом сравнить с тем, как было оформлено до обучения и сравнить
- Задавать вопросы, направляющие участников на поиск решения задач с учетом новых знаний
- Организовать практические занятия на реальном оборудовании, в реальной ситуации. Например, операторы call-центров отвечают на звонки по новым стандартам, а тренер их корректирует на месте
4. Самостоятельность
Наличие жизненного опыта приводит к тому, что у участников сформированы свои взгляды, привычки, убеждения и стереотипы.
Способность и желание самому принимать решения и нести за них ответственность – основная черта поведения и самосознания взрослого человека.
Нужно учитывать, что взрослые очень чувствительны к любой оценке и критике
Что делать?
- Давать участникам право выбора
- Предоставлять возможность высказаться, в том числе и анонимно
- По возможности формировать группы по уровню квалификации
- Использовать упражнения из фасилитации
- Спокойно реагировать на несогласие и критику участников
- Конструктивно даем обратную связь: говорим вначале о положительных сторонах, потом о зонах роста
- Снимать ощущение неопределенности, прояснять смысл будущего обучения
- Создание доверительной атмосферы
- Использование положительной мотивации на обучение
5. Атмосфера
Продуктивность обучения зависит от комфортной и безопасной атмосферы
Что делать?
- Вначале тренинга провести упражнение на знакомство участников друг с другом
- Обращаться к участникам так, как они сами представились. Я противница «тыканья» ко всем
- Хвалить за интересный вопрос, выступление. Поощрять инициативность и активное участие
- Обращаться к мнению участников, организовывать дискуссии
- Организовать кофе-брейки по заранее спланированному сценарию. Тренер выступает в роли коммуникатора
- Приводить примеры из своей практики, нестандартные решения, смешные истории (если есть чувство юмора)
- Ссылаться на ранее приведенный пример одним из участников при объяснении новой темы
В любом обучении необходимо использовать что-то из приведенных пяти пунктов. Тогда эффективность обучения будет значительно выше за счет более активного поведения участников. Активность – это базовая энергия, необходимая для обучения
Чек лист Как повысить активность участников на тренинге можно скачать тут
photo unplush