Всем тренерам хочется, чтобы участники на тренинге активно работали, были позитивными и открытыми к взаимодействию
Но как же создать такие условия? Давайте разбираться
1. Формируйте потребность в обучении
Взрослые учатся, если понимают, зачем им это, что получат в конце обучения. Изучают только то, что, по их мнению, необходимо.
Что делать?
Готовить участников заранее к тренингу, анонсировать программу
Учитывать индивидуальные потребности в обучении. Показать связь материала с потребностями
Рассказать участникам о выгодах, которые они получат в результате прохождения обучения
Материал тренинга должен восполнять недостающие знания и навыки, необходимые для выполнения текущих задач
Предупредить, что после обучения будет проведена оценка усвоения материала
Связать прохождение обучения с повышением в должности
2. Связывайте обучение с опытом участков
Новая информация воспринимается лучше, если есть связь с уже известным, с опытом и работой
Что делать?
Обучение должно быть максимально адаптировано под работу. Использовать примеры и кейсы, основанные на реальной ситуации
Во время обучения просить участников приводить примеры и описывать ситуации из своей работы
Использовать сравнения с тем, что хорошо знакомо участникам (либо формировать образы)
3. Практика
Знания без практики не работают и быстро забываются. Необходимо применять вновь полученные знания сразу на практике.
Каждый участник тренинга приходит в ожидании того, что ему дадут волшебную технику-таблетку, которая поможет ему в работе, в любой ситуации. И после прохождения обучения вся его жизнь изменится.
Однако, мы должны показать, что тренинг – это только начало, а вся основная работа предстоит на рабочем месте
Что делать?
Дать задание объяснить новый материал своим коллегам
Проводить ролевые или деловые игры, мини презентации, групповые задания, фасилитации
Решение кейсов из рабочих ситуаций
Предложить подумать над тем, как участники могут применить новый материал в своей работе («выводы и идеи»)
Раздать, например, образцы документов и попросить заполнить их с учетом новых знаний. А потом сравнить с тем, как было оформлено до обучения и сравнить
Задавать вопросы, направляющие участников на поиск решения задач с учетом новых знаний
Организовать практические занятия на реальном оборудовании, в реальной ситуации. Например, операторы call-центров отвечают на звонки по новым стандартам, а тренер их корректирует на месте
4. Самостоятельность
Наличие жизненного опыта приводит к тому, что у участников сформированы свои взгляды, привычки, убеждения и стереотипы.
Способность и желание самому принимать решения и нести за них ответственность – основная черта поведения и самосознания взрослого человека.
Нужно учитывать, что взрослые очень чувствительны к любой оценке и критике
Что делать?
Давать участникам право выбора
Предоставлять возможность высказаться, в том числе и анонимно
По возможности формировать группы по уровню квалификации
Использовать упражнения из фасилитации
Спокойно реагировать на несогласие и критику участников
Конструктивно даем обратную связь: говорим вначале о положительных сторонах, потом о зонах роста
Снимать ощущение неопределенности, прояснять смысл будущего обучения
Создание доверительной атмосферы
Использование положительной мотивации на обучение
5. Атмосфера
Продуктивность обучения зависит от комфортной и безопасной атмосферы
Что делать?
Вначале тренинга провести упражнение на знакомство участников друг с другом
Обращаться к участникам так, как они сами представились. Я противница «тыканья» ко всем
Хвалить за интересный вопрос, выступление. Поощрять инициативность и активное участие
Обращаться к мнению участников, организовывать дискуссии
Организовать кофе-брейки по заранее спланированному сценарию. Тренер выступает в роли коммуникатора
Приводить примеры из своей практики, нестандартные решения, смешные истории (если есть чувство юмора)
Ссылаться на ранее приведенный пример одним из участников при объяснении новой темы
В любом обучении необходимо использовать что-то из приведенных пяти пунктов. Тогда эффективность обучения будет значительно выше за счет более активного поведения участников. Активность – это базовая энергия, необходимая для обучения
Чек лист Как повысить активность участников на тренинге можно скачать тут