Компетенции и компетентность. В чем различия
Давайте разберем, что такое компетенции и компетентность, а также Поведенческие индикаторы, о которых часто говорят
Компетенции – это знания, умения, навыки и личностные характеристики, необходимые сотруднику для качественной и результативной работы. Это КАК сотрудник достигает целей. Они определяют критерии успеха, некие стандарты поведения

То есть у сотрудника есть определенная цель в работе, он что-то должен сделать. Вот КАК, с помощью чего: каких знаний, умений, навыков, какие личностные характеристики ему помогут достичь этой цели – это и будут Компетенции

Для каждой должности разрабатываются свои Компетенции

Как вы видите, в определении Компетенции основную роль играют понятия Знания, Умения и Навыки. К сожалению, часто эти понятия путают между собой. Что это такое:

Знание – это владение теоретической информацией
Умение – я пробую применить на практике эту информацию
Навык – это отработанное до автоматизма действия

Эти понятия очень хорошо иллюстрирует пример с прохождением обучения вождению автомобиля

Я знаю правила дорожного движения, а также, как устроен автомобиль: знаю, где тормоз, газ, как работает сцепление. Но разве это означает, что я могу водить машину? Я пока только на уровне знаний

Далее я пробую водить машину и сталкиваюсь с рядом проблем: как трогаться и не глохнуть, как во время поездки следить за дорогой и за дорожными знаками, как реагировать на пешеходов и машины, нарушающих правила и т.п. Иногда я даже могу путать педали тормоза и газа!)

Одним словом, голова кругом. И это у меня будет уровень умений: я пробую и ошибаюсь

И только через какое-то время регулярного вождения у меня сформировывается навык. Когда я еду, наслаждаюсь погодой, думаю о своем и жизнь прекрасна и удивительна

Как обычно описывают компетенции. Например:

ВЛИЯНИЕ. Оказывает воздействие и убеждает других таким образом, что добивается согласия или изменения поведения, достигая поставленной цели

ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Рационально использует имеющиеся ресурсы для достижения цели. Добивается экономически целесообразных результатов. Поддерживает высокое качество работы, не допускает ошибок. Проявляет неудовлетворенность средним уровнем выполнения работы

Что такое КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Это успешный результат, достигнутый сотрудником за счет как раз использования компетенций. Или глубокая экспертиза, профессионализм в той или иной сфере

С помощью обучения и опыта мы повышаем свою компетентность

Что такое ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ. Это стандарты поведения, которые наблюдаются в процессе работы. То есть как в поведении проявляется компетенция, конкретное действие. Обязательное условие – то, что можно увидеть или услышать. Никаких домыслов

Пример Поведенческих индикаторов компетенции Влияние:

*Высказывает свои взгляды уверенно и настойчиво, без агрессии
* Подкрепляет свои предложения фактами и данными
* Отстаивает свои взгляды под натиском группы
* Защищая свое мнение, варьирует аргументацией и способами ее подачи
* Ведет переговоры и идет на компромисс, если это необходимо для достижения поставленной цели
* Добивается от других согласия и принятия своих идей и решений

КАКИЕ компетенции бывают

Часто компетенции разделяют на четыре группы:

1. Профессиональные. Все, что относится к профессиональной деятельности, узконаправленные, по должностям. Их еще называют hard skills

2. Личностно – деловые. Это личностные особенности, которые помогают достигать результатов. Часто их называют soft skills

3. Управленческие. Это компетенции, необходимые руководителям

4. Корпоративные. Это некие общие стандарты поведения для всех сотрудников компании

Наличие компетенций в компании дает массу преимуществ, на их основе выстраиваются большинство HR-процессов, создается «прозрачная» система управления персоналом

Возможно, вам также будут интересны следующие материалы:
если есть вопросы, пишите,
я с удовольствием отвечу
Воронцова Мария
HR-эксперт, карьерный консультант
WhatsApp, Viber: +7 926 497 84 44
сайт: www.VorontsovaUchit.ru
Made on
Tilda